НАШИ МЕТОДИКИ: Индивидуальные занятия
- Психолог
- Логопед-дефектолог
- Чудо-песок
- Декоративно-прикладное искусство
- Сказки
- Мир музыки
- Изобразительное искусство
- Лингво
- Социальная адаптация
- Пальчиковые игры, методика Железновой
- Метод Марии Монтессори
- Обучение чтению
- Уроки Доброты
В целях психологической диагностики и коррекции детей с задержками в развитии, применяются следующие методики, приемы и техники:
1. Беседа;
2. Наблюдение;
3. Анализ продуктов деятельности ребенка;
4. Проективные методики (различные рисуночные техники);
5. Тематические игрушки (для моделирования игровых ситуаций и сюжетно-ролевых игр);
6. Различные пазлы и мозайки, разрезные картинки (развитие конструктивного праксиса и зрительного гнозиса);
7. Сюжетные картинки;
8. Бумажные пособия: Альбом по развитию речи (В.С.Володина), Книги тестов: развитие внимания, мышления, памяти, воображения (Гаврина С.Е. и др.);
9. Логические таблицы;
10. Театр настроения;
11. Тематические карточки: «Времена года», «Одежда», «Фрукты», «Овощи», «Инструменты», «Домашние животные» и др.
12. Игры-пазлы для развития обобщения и классификации, серии «Игры для малышей»;
13. Программа «Волшебная страна чувств»,
14. Работа с сенсорными колоннами.
Проводится диагностирование ребенка в начале потока с рекомендациями для всех остальных специалистов и в конце для выявления динамики. Также заполняется анамнез, включая семейный анамнез, течение беременности и родов, диагноз при рождении, особенности развития до года, моторные функции, речевое развитие, владения навыками самообслуживания, наличие аллергий, энуреза, энкопреза, перенесенные заболевания в течение жизни, социальная среда, трудности адаптации, фармацевтическое лечение и др.
Одним из важных принципов компенсационных и аббилитирующих методик – это создание доброй атмосферы в которой открываются возможности для развития ума и тела. Ребенок может не запомнить, что с ним делал специалист, но обязательно запомнит, что он чувствовал при этом. Так как такие дети не способны быстро реагировать на информацию, поступающую из окружающего мира, то - завязывание дружественных и доверительных отношений строится достаточно долго – от нескольких занятий – до нескольких недель. Когда установлены добрые отношения, налажен контакт, то открывается второй этап обучения, в ходе которого ребенок начинает копировать специалиста – слова, движения, мимику – начинается процесс обучения и развития. У ребенка начинает получаться – его хвалят, всячески одобряются его действия – происходит закрепление словарного запаса, навыков. Ребенок начинает понимать, что учиться интересно, у него появляется естественное внутреннее желание развиваться. И затем начинается третий этап, который должен продолжаться всю жизнь – постоянное развитие. Это цель, к которой должен стремиться каждый специалист.
Таким образом цель логопеда – дефектолога создать благоприятную возможность для развития ребенка как личности, способного контактировать с окружающими его людьми, к принятию самостоятельных решений. Обоснование подобных методов можно найти у известного российского коррекционного педагога Л.С. Выготского. В работе используется также метод известного врача-физиолога Глена Домана. Используя данные методики, специалисты центра «РОСТОК» добились положительных результатов в работе с детьми от которых отказались работать в других центрах.
Одно из направлений - структурированная игра в песочнице, она используется как стимул с целью создания условий для свободной творческой деятельности ребенка. Ситуации структурированной игры используются для диагностики, обследования уровня общего развития ребенка, так же используются фрагментарно на коррекционных занятиях психолога, логопеда и воспитателя для развития и коррекции высших психических функций. Недирективная игра с песком — это целенаправленная психолого-педагогическая система, центром которой является ребенок, его личность, способная к коррекции и саморазвитию. Цели ее должны согласовываться с внутренними стремлениями ребенка на самоактуализацию, т.е. ребенок сосредотачивается на себе, а не на своей проблеме, чтобы ребенок становился более самостоятельным, адекватным при решении текущих и будущих проблем. Здесь необходимым условием становится обеспечить позитивный опыт в присутствии взрослого. Основными принципами педагога, которые образуют базис проигранных отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка – это естественность, безусловное принятие, понимание. Игра с песком – это дать ребенку возможность избавиться от проблем с помощью фантазий, которые воплощаются на песке и с песком и формирование ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями и желаниями, мотивами и целями Игра с песком – это процесс, песочный лоток – это средство, а песочный мир – это законченный продукт деятельности ребенка.
Лечение трудом - призвано использовать творческие навыки, полученные на занятиях декоративно-прикладным искусством и учиться применять эти навыки в повседневной жизни, изготавливая различные поделки, которые впоследствии не только помогут снимать напряжение, преодолевать стрессовые ситуации, но также помогут овладеть ремеслом и научат получать удовлетворение от труда.
На занятиях дети лепят, рисуют или мастерят какую-то поделку. В перерывах используются задания на логику, память, внимание, воображение, упражнения на развитие сенсорики. На занятиях малыши развивают мелкую моторику посредством использования пальчиковых игр, умение пользоваться красками, мелками, цветными карандашами и фломастерами.
На занятиях дети овладеют азами современных техник декорирования:
- Декупаж (фр. decouper — вырезать— техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента),
-Foil art (плетение из фольги),
- Тестопластика (лепка из соленого теста и полимерной глины фоторамок, брелков, подсвечников, оформление шкатулок, аксессуаров и др.),
- Квиллинг (искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги),
- Скрапбукинг (создание объемных рисунков, альбомов и открыток),
Техники работы с тканью и лентами
Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих эмоциональные и поведенческие затруднения, являются сказки. При чтении сказок происходит процесс образования связей между знакомыми сказочными событиями и поведением ребенка в реальной жизни, расширяющий сознание ребенка, помогая ему взаимодействовать с окружающим миром и формируя позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Помимо определения жизненной ситуации, путем решения заданной проблемы посредством сказки - применяются элементы развивающих методик (пазлы, вкладыши, счет, представление о геометрических формах, цветах, использование пальчиковых игр, пальчикового театра, зрительных образов), знакомство с элементарными основами музыкальной грамоты в игровой форме. Цель данной методики – развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями.
Целью занятий музыкой в нашем центре является развитие у детей с особенными потребностями (детей-инвалидов) музыкального восприятия, речи, слуха, памяти, ритма, свободы и координации движений, а также художественных и творческих способностей.
Благодаря инновационному подходу к освоению элементарных музыкальных знаний и умений с использованием дидактических игр, сказок, заданий, направленных на развитие сенсорики, формируется: развитие музыкальности, развитие творческих способностей, развитие психических процессов, развитие нравственно - коммуникативных качеств личности.
Важно помнить, что музыка обладает мощным терапевтическим воздействием (музыка Моцарта меняет показатели энцефалограммы мозга), поэтому важно разъяснять родителям необходимость прослушивания классической музыки дома.
Изобразительное искусство – это вид психотерапии и психокоррекции, основанный на искусстве и творчестве. Эта творческая методика воздействует на психоэмоциональное сознание детей.
Рисование дает возможность ребенку с ограниченными возможностями самовыразиться, способствуют развитию мелкой моторики, что в свою очередь оказывает мощнейшее воздействие на развитие интеллекта и укрепление ЦНС. Занятия по этой методике не напрягает детей, они могут выразить свои эмоции от агрессии до безудержного веселея и плавно переходя к адекватным реакциям, потому что творчество успокаивает и снимает напряжение. Стратегия занятий сводится к самовыражению, развитию творческих и интеллектуальных способностей, и что важно – дает возможность ребенку повысить свою самооценку, что особенно необходимо для ребенка с ограниченными возможностями.
Лингво – метод, способствующий развитию мыслительных процессов посредством знакомства с иностранной речью, культурой и обычаями.
Недавние исследования показали, что прослушивание и изучение иностранной речи способствует активизации мыслительных процессов и развитию родной речи, а также способствует нестандартному мышлению при принятии решения в обычных ситуациях. В нашем центре мы используем музыкальные развивающие материалы на английском языке, дидактические карточки, ролевые игры и сказки. Многим деткам очень полюбились песенки с движениями на английском языке и они с удовольствием их слушают и стараются произнести какие-то слова и звуки. Надо было видеть удивленные и восхищенные лица родителей, когда они услышали своих детей, поющих “mamy, Mamy, I love mamy”
Целью данного курса является активизация мыслительных процессов ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей.
Для достижения данной цели используются следующие методики:
• просмотр обучающих мультфильмов на иностранном языке, способствующих переживанию ребенком новых положительных эмоций и впечатлений, а также формированию позитивного восприятия окружающей среды, построения отношений с окружающим миром;
• выполнение веселых песенок-зарядок, оказывающих положительное влияние на их общее физическое и психологическое развитие;
• развивающие игры, активизирующие их внимание, логические процессы, воображение;
• творческая деятельность, способствующая развитию мелкой моторики рук (напр. лепка из теста), создание творческих проектов, например по теме “Family”: создание странички “my family” c использованием фотографий ребенка и его семьи;
Социальная адаптация - это процесс приспособления ребёнка к окружающей среде. Социальная адаптация является специально организованной и целенаправленной деятельностью, способствующей овладению связей с окружающими людьми, обретению и необходимых умений и навыков через различные методики и способы.
Программа состоит из следующего: ребёнку предлагается мотивация в виде наград на наградную ленту как у следопытов, либо какая-либо другая награда, за прохождение определённого пошагового этапа.
Этапы: «Я САМ» (В результате прохождения данного этапа ребёнок учится одеваться, собираться сам. Постепенно тренируя эти этапы, у ребёнка вырабатывается навык), «ЮНЫЙ САДОВОД» (В результате прохождения данного этапа ребёнок учится проявлять заботу, ухаживать за растениями, а также расширять кругозор. Развивается мозг, успокаивается нервная система), «ЮНЫЙ ПОРТНОЙ» (В результате прохождения данного этапа ребёнок знакомится с самим понятием «ткань» учится работать с ней, «ремонтировать» свою собственною одежду и создавать свои маленькие «шедевры»).
Всевозможные попевки, прибаутки, сопровождающие действия с пальцами и ладошками ребенка. «Кукольный театр» - одевающиеся персонажи на каждый палец, исполняющий свою роль. Песенки с движениями рук, ног и каждым пальцем в отдельности, изображения пальцами всевозможных персонажей. Так как правая рука связана и воздействует на левое полушарие мозга, а левая рука – на правое полушарие – эта методика активизирует работу мозга и способствует не только развитию мозга, но и мощной декомпенсации травмированных участков мозга.
В этой методике особенно важно соблюсти основные правила – от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. Наша задача помочь ребенку раскрыть свой потенциал, несмотря на ограниченные возможности. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, какой он есть.
Главный девиз метода: «Помоги мне сделать это самому». Когда ребенок выполняет сам задания – это успешно влияет на развитие пораженного мозга. Практика показывает, что занимаясь с детьми с ограниченными возможностями по данной методике можно добиться даже более высоких показателей умственных способностей, чем у обыкновенных детей.
Рамки и вкладыши Монтессори развивают у детей: умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости – зрительно и на ощупь, готовят детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывают умение владеть карандашом, дают «Твердость руки», знакомят с геометрической терминологией – названиями фигур.
1. Метод Зайцева – ребенок знакомится со слогами – пропевает их, прислушивается к тому как каждый кубик по особому звучит, строит из кубиков конструкции, учится складывать кубики и начинает читать. Обучение чтение по Зайцеву – обучение в игре. Дети, находясь на занятии, много двигаются, постоянно перемещаясь от таблиц к кубикам, от кубиков к доске. Играя, дети учатся читать, разбивать слова на склады, ставить ударение, осуществлять звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать, писать.
2. Метод Домана – ребенку показываются карточки со словами, означающими знакомые для него предметы или личности – например: карточка «мяч» – реальный мяч можно потрогать, карточка «мама» – ассоциируется с реальной мамой и т.д. По этим методикам в центре дети с синдромом Дауна начали читать в 5 лет.
Уроки доброты – это групповые занятия, где присутствуют дети с различными диагнозами вместе с родителями. Цель данных уроков показать ребенку, почему лучше быть добрым чем злым, привить навыки коммуникативности, научить взаимодействию не только со сверстниками, но и со взрослыми. На уроках используются Библейские истории, жизненные истории, в которых отображены основные нравственные правила, а также правила бесконфликтных отношений, этические нормы поведения. Истории наглядно изображаются на фланелеграфе. Дети имеют возможность выкладывать фигурки действующих персонажей, декорировать обстановку. Затем материал закрепляется в разучиваемых тематических песнях, рисовании, лепке понравившихся деталей истории, в аппликацях. Кроме всего, благодаря тому, что в группах дети с разными диагнозами – они учатся общаться друг с другом, сопереживать и помогать друг другу, вместе играть.
НАШИ МЕТОДИКИ: Групповые занятия
- Круг Друзей
- Массаж и оздоравливающе методики
- Группа временного пребывания
- Помощь родителям
- Концерты и праздники
- Работа с подростками из группы риска (в плане)
В нашем центре существует проект под названием "Круг друзей". Его цель создание среды для преодоления социальной изолированности детей с особенными потребностями. Он включает следующие задачи:
1. помочь детям почувствовать себя нужной частичкой общества
2. адаптироваться к условиям социальной среды
3. снизить дефицит общения детей
4. помочь обрести друзей
5. больше узнать о самих себе и окружающем мире
6. попробовать выразить себя в творчестве
7. совершенствование навыков сомообслуживания
Каждая встреча посвящена одной тематике, которая раскрывается с разных сторон посредством вовлечения в различные виды деятельности, (умственной, физической, творческой, эмоциональной и т.п.) Что способствует большей степени их открытости к взаимодействию с внешним миром.
В центре используют следующие методики: классический. Шведский, антистрессовый массаж,. Во время массажа происходит механическое раздражение тканей при помощи поглаживания, растирания, разминания, вибрации. Эти приемы, действуя на ткани, преобразовывают механическое раздражение в специфическую активность нервной системы в сигналы, несущие нервным центрам информацию; а также улучшают кровообращение, тем самым улучшая питание поврежденных органов и систем.
Также в центре используются элементы оздоравливающей физкультуры под названием Забавная Зарядка, специальные тренажеры, паттернинг и ползание (по Доману).
Дети, посещающие центр, имеют отклонения в функции головного мозга разной степени тяжести. Общая физическая активность и массаж (пассивная физическая активность) способствуют активизации работы головного мозга, тем самым восстанавливая нарушенные функции организма в целом. Паттернинги улучшают ассоциативные связи в коре головного мозга, что также способствует восстановлению. Этот процесс называется нейро-переобучением или организованная стимуляция нейрологического развития.
Все вышеперечисленные методики используются для детей, посещающих центр один раз в неделю – курсом в 10 недель один раз в неделю (5-10 занятий по каждой методике), и для детей, посещающих 4 дня в неделю – курсом в 10 недель по 2 занятия в неделю (по 20 занятий по каждой методике). Каждое индивидуальное занятие длится 25-30 минут.
Социальный опыт приобретается в процессе участия в тех видах деятельности, которые актуальны для детей этого возраста. С этой же целью в Центре проводятся всевозможные культурные мероприятия и детские праздники, в которых принимают активное участие, как дети, так и взрослые. Причем, появление в семье ребенка с ДЦП или аутизмом, ограничивает свободу членов семьи, так как один из ее членов, как правило – это мама, постоянно должна находиться рядом. Часто при появлении такого ребенка, папы уходят из семьи. Мамам сложно найти работу в этом случае и они испытывают финансовые трудности.
Для решения этой проблемы в центре создана группа кратковременного пребывания детей, в которых созданы условия для получения ребенком социального опыта, необходимого для дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности. А мама может заняться своими делами, или устроиться на работу с неполной занятостью.
Дети получают воспитание в русле общечеловеческих нравственных ценностей. Важная особенность – все дети, приходящие в группу временного пребывания занимаются со всеми специалистами центра по всем вышеназванным методикам.
Для того, чтобы дети, проходящие реабилитацию в центре могли получить помощь в полном объеме необходима ежедневная поддержка родителей. Все знания и навыки, которые дети получают в центре необходимо закреплять и развивать ежедневно дома с родителями. Каждый специалист помимо того что общается с родителями и объясняет им, что необходимо делать с ребенком должен готовить рекомендации по используемой им методике и обучать родителей. Проводятся доклады и обучающие семинары. В конце каждого курса и в начале нового проходят встречи с родителями. Были проведены встречи родителей с опытным специалистом по работе с аутистами Игорем Щпицбергом (Москва).
Проводится группа психологической .поддержки для родителей по программе «Можно ли быть счастливым, несмотря на…». Используется слайдовая программа, видеоролики и видеосюжеты, тренинги, дискуссии, упражнения на расслабление и снятие стресса.
В центре регулярно проводятся концерты живой музыки и праздничные программы, в которых принимают непосредственное участие и дети и их родители.
Состояние нашего общества отражается на нынешнем молодом поколении: дефицит духовности, неопределённость будущего, отсутствие должного внимания со стороны родителей, увеличивающийся прагматизм отношений, всё это возводит проблемы детства и молодёжи в ранг самых тяжёлых. Дети практически предоставлены сами себе: на общение родителей и детей уделяется в среднем 10 минут в день, интимная жизнь у 40% подростков начинается с 13 лет. Теперь в школе можно встретить 10-летнего алкоголика (!), 8-летнего наркомана и курильщика с опытом в 1-м классе.
Работа с подростками из группы риска планируется проводится по программе «Вкус настоящего счастья», «Жизненные ориентиры», «Станем друзьями», «Достижени – Я», «Мой выбор» и «Спасибо, нет!», «Жить более сознательно и быть более здоровым» – Московский филиал Международного института «ААМИТИ», «Я выбираю тренинг», Семинары и беседы для родителей и педагогов, Рисуночная терапия, Драмтерапия, Библиотерапия, Музыкотерапия, Куклотерапия, Сказкотерапия.
Предполагается проведение Молодёжных программ: «Свет и тень», «Поколение Next выбирает», «Вкус настоящего счастья» (молодёжный вариант), Молодёжь в действии с последующей организацией клубов: «Дышите свободно», «Клуб друзей», «Клуб любителей искусства». «Хочу всё знать» «Найти и удержать», «Марья –искусница» и др.