Рекомендации для родителей детей с ограниченными возможностями:

1.    При всём том, что практически все медицинские работники и подавляющее количество специалистов, занимающихся детьми с ОВЗ, относятся к таким детям, как к больным, не стоит воспринимать его дефект, как «болезнь». Лучше разделять концепцию или мнение передовых специалистов по работе с детьми с ОВЗ, что ребенок не болен, а растет со своими особенностями развития, которые необходимо корректировать и приближать ребенка к норме. И хоть его развитие отличается от развития других детей, это не значит, что он менее ценен. Ему в еще большей мере нужна ваша любовь, поддержка и забота;

2.    Никогда не нужно жалеть о том, что ребенок не такой, как все, и не впадать в две крайности – либо страдать по причине особенностей ребенка, жалеть себя и его, балуя и потакая его капризам, либо изматывать себя с ним всеми мыслимыми и немыслимыми средствами реабилитации, напрочь отрицая особенности ребенка, не видя и не пытаясь даже понять те мощные возможности, таланты и компенсаторные возможности, которые могут помочь и детям, и родителям найти свое стабильное место в жизни. Если родители зацикливаются на проблемах ребенка, то это отрицательно влияет на ребенка, потому что он привыкает к такой позиции, что еще больше будет его отличать от других детей. Также не стоит из жалости боятся  бояться отказать ему в чем-либо, особенно если его требования слишком велики;

3.    Совершенно недопустимо сравнивать (если вы сравниваете) своего ребенка с другими детьми. Не важно сравниваете вы его со здоровыми или с детьми с таким же отклонением и проблемами. Это приводит к тому, что ребенок и сам начинает себя сравнивать, считать, что он хуже остальных. Таким образом у него с большей вероятностью разовьётся низкая самооценка, что в дальнейшем значительно ухудшит процесс социализации и развития его личности. Лучше отмечайте его достижения каждый день и сравнивайте новые с предыдущими. Это, безусловно, окажет положительное влияние на развитие адекватной самооценки;

4.    Также не стоит ограничивать ребенка от общения со сверстниками только потому, что боитесь, что их отношения не сложатся и его кто-то может обидеть. Старайтесь развивать его коммуникативные способности, а также позволяйте общаться с детьми как можно больше и чаще. Положительное влияние оказывают совместные прогулки с теми семьями, которые воспитывают здорового ребенка. Учите и своего ребенка, и его друзей чуткому отношению друг к другу (эмпатии), взаимовыручке и умению обмениваться опытом;

5.    Воспитывайте у ребенка веру в себя, свои силы и интерес к изучению нового. Чаще интересуйтесь его деятельностью, общайтесь с ним на различные темы. Прошу обратите внимание на советы специалистов задавать вопросы. Ведь именно размышления над вопросами активизируют мыслительную деятельность, тем самым развивая память и познавательную активность;

6.    Не предъявляйте высоких требований к ребенку. Это может повлечь за собой снижение работоспособности, усталость, возможно даже агрессию и резкие перепады настроения. Правильно подходите к организации его трудовой деятельности. Чаще устраивайте перерывы и старайтесь менять сферы деятельности;

7.    Чаще обращайтесь к психологам, педагогам и специалистам в работе с детьми с особенностями развития. Они всегда могут дать вам хороший совет. Также читайте не только специальную литературу, но и художественную, ведь вполне возможно, что именно в ней вы найдете один из ответов на ваши вопросы;

8.    Постарайтесь построить с ним наиболее доверительные отношения, чтобы он мог открыться вам, высказать свои чувства и переживания. Это тоже очень важная часть развития его умения общаться с людьми, правильно выражать свои мысли. Очень помогает умение выслушать и поддержать со стороны взрослого. Также важно умение подобрать правильные слова в нужный момент и не осудить ребенка;

9.    Очень важно приобщать ребенка к некоторым реальным делам семьи. Для этого существует метод, который помогает родителям развивать самостоятельность у своего ребенка. Сам метод заключается в моделировании различных бытовых ситуаций или повседневных дел. Ведь обычно дети наблюдают разные повседневные события в доме. И для того, чтобы они были усвоены, надо создавать подобные ситуации, позволяя ребенку самому выполнять необходимые действия. Такой метод позволяет избежать ситуацию, когда ваш ребенок в дальнейшем не сможет сделать чего-то элементарного или будет чувствовать себя некомфортно в процессе выполнения;

10.  Позволяйте ребенку развиваться творчески. Записывайте его на различные кружки и развивающие центры, где он сможет попробовать проявить себя в чем-то новом. И не нужно бояться, что у него что-то не получится, и что это может расстроить его. Главное – помните, что у вашего ребенка и у вас все получится!